Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 17.08.2017, 02:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт-спутник Новосергиевской школы № 3
Главная | Регистрация | Вход
Профильное обучение


Приоритетом современной школы является развитие предметных компетентностей выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные. Одним из условий решения данной задачи является введение профильного образования, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода.
 
Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума. В целях наиболее полного удовлетворения запросов учащихся на основе индивидуального подхода с учетом способностей и возможностей учащихся в 10 классе в 2001-2002 учебном году осуществлялось профильное обучение (смешанная дифференциация – модель гибкого состава групп) по 3 направлениям: физико-математическое; естественно-научное; социально-гуманитарное. В группах было проведено анкетирование. На вопрос о необходимости профильного обучения 33 учащихся из 36 ответили положительно. 30 человек отметили, что занятия дают глубокие, прочные знания, 3 ученика стали лучше понимать материал. 27 человек удовлетворены занятиями в профиле. Все учащиеся отмечали необходимость профильного обучения для подготовки к ЕГЭ и поступления в ВУЗы.
 
Однако внедрение данной модели сопровождалось трудностью согласования учебных планов базовых и профильных курсов, малым количеством часов, отведенных на профильную подготовку и ограничением профильных предметов. Учащиеся, родители, педагоги высказали мнение о несовершенности данной модели профильного обучения. По результатам 2001-2002 учебного года на педагогическом совете школы для более глубокой дифференциации и развития учащихся было решено ввести профильное обучение в профильных классах.
 
В 2002-2003 учебном году в школе были сформированы профильные классы: физико-математический (16 уч-ся), социально-гуманитарный (12 уч-ся). За основу учебного плана был взят примерный учебный план средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения («Вестник Образования» №4,1998 г.). В 2003-2004 учебном году был образован естественно-научный (20 уч-ся), в 2004-2005 учебном году – социально-экономический (20 уч-ся) профили.
 
Время внесло свои коррективы. В условиях небольшого количества классов на старшей ступени обучения (2-3), уменьшения количества выпускников (2005г. -64, 2006г. - 50, 2007г. - 38), нежелания переходить в другую школу и в то же время стремление старшеклассников получить образование по нескольким профильным направлениям в школе возникла идея организации профильного обучения по индивидуальным планам. В целях более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования Советом школы было решено изменить модель профильного обучения на III ступени. Была проведена большая подготовительная информационная, диагностическая, организационная, методическая работа по организации профильного обучения 10-классников по индивидуальным маршрутам обучения.
 
Данная модель предполагает: 1) индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и 11-классниками учебных курсов трех уровней – базовых, профильных, элективных; 2) формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся; 3) интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса; 4) профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в предметных группах), требующих четкой координации расписания, календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня; 5) наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы, профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах); 6) более сложную подготовку учителей к занятиям, предполагающую дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и профильного уровней; 7) психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
 
Перед учителями ставятся задачи: 1. Создать условия для правильного выбора предметов. 2. Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах разной направленности, на практике, в НОУ. 3. Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживать их движение по индивидуальным маршрутам. 
 

Реализация социального заказа родителей и учащихся. Организация обучения  по ИОМ в  10-11 классах

 

Пример индивидуальных учебных планов учащихся 11 классов


Анализ индивидуальных профильных маршрутов учащихся 10-11 классов показывают, что часто - 80% учеников выбирают два предмета и хотя бы один элективный курс одного направления, 20% – один предмет  и элективные курсы разных направлений.

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя все возможные компоненты образования старшеклассника в школе: - базовые, профильные и элективные курсы; - профессиональные пробы и практики; - дистанционное обучение; - деятельность в НОУ; - олимпиады, конкурсы, фестивали; - интеллектуально-практические предметные марафоны; - самоподготовка; - портфолио ученика. На каждого старшеклассника в школе заводится маршрутный лист, в котором фиксируются все достижения учащегося.  Отслеживая изменение рейтинга, можно заметить изменения в уровне компетенции по разным предметам.

 
За годы апробации данной модели в школе создана необходимая нормативно-правовой база:
· Учебный план профильного обучения по ИПМ.
· Авторские и модифицированные программы профильных и элективных курсов.
· Расписание профильных и элективных курсов.
· Рекомендации по технологиям организации познавательной деятельности учащихся на профильных, элективных курсах.
· Рекомендации по оформлению "порфолио" ученика.
· Рекомендации по оцениванию достижений учащихся и заполнению журналов.
· Рекомендации по педагогическому сопровождению движения учащихся по ИПМ.
· Рекомендации по организации информационной и профориентационной работы.
 
За эти годы апробировано много элективных курсов, например:
1. Геометрическая мозаика.
2. Простая физика сложных явлений.
3. Биология – наука о живой природе.
4. Химия в действии.
5. Поэтика лирики и прозы.
6. Кто и как пишет историю?
7. 150 задач по биологии.
8. Расчетные задачи в химии.
9. Мировые религии.
10. Физика в задачах.
11. Система ключевых задач курса планиметрии.
12. Секреты хорошей речи.
13. Наши духовные ценности.
14. Реформаторы России.
 
Программы курсов, созданные или модифицированные педагогами школы, имеют положительные результаты. Форма изучения курсов самые разные: деловые игры, традиционные уроки, уроки – практикумы, семинары, лекции, диспуты и т.д. Режим занятий - 1 урок в неделю. Преподаватели курсов используют различные формы аттестации по итогам изучения курсов: контрольная работа, защита творческих работ, деловая игра, собеседование, билеты, практические работы.
 
Также создан банк учебно-методической литературы для профильных и элективных курсов, разработан набор материалов (маршрутный лист, модель документов «Портфолио», ведомость учёта знаний, достижений школьников). Выпущен информационный буклет «Профильное обучение по индивидуальным маршрутам», создана презентация «ИПМ - средство развития ключевых компетенций старшеклассников». В 2006-2007 учебном году несколько учеников прошли профессиональную пробу, разработали проект «В поисках своего пути». Проводятся классные родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, консультации, презентации профильных и элективных курсов. Постоянно осуществляется мониторинг ученических и родительских пожеланий и запросов. Школьным психологом для учащихся 11 классов проводится профиориентационный курс, включающий профдиагностику, знакомство с особенностями профессиональных областей знаний, моделирование видов образовательной деятельности, соответствующих будущему профилю или профессии.
 
Десятиклассники и выпускники, обучающиеся в старшей школе по индивидуальным маршрутам, в течение учебного года показывают высокие результаты. В районном туре олимпиад по разным предметам страшеклассники занимают призовые места. Старшеклассники постоянно принимают участие  и занимают призовые места (100% результативность) в районных научно-практических конференциях.  Все работы представляются по профильным предметам.
 
Выпускники поступают в Вузы по результатам ЕГЭ.  Соответсвие выбранной специальности индивидуальным образовательным маршрутам - в среднем 81%.  
 
Диагностика показала, что при реализации модели профильного обучения по индивидуальным маршрутам наиболее полно решается проблема выбора, возрос уровень мотивации учащихся по профильным предметам и уровень познавательной компетенции, создаются условия для достаточной степени свободы обучающегося, формируется самостоятельность мышления.
 
Следует отметить положительные моменты профильного обучения по ИПМ: достаточная свобода выбора пути получения образования, реализация субъективной позиции учащегося, высокая индивидуализация обучения, повышение уровня предметных компетентностей старшеклассников, формирование профессиональной мотивации, дополнительная подготовка к сдаче ЕГЭ, возможность заниматься исследовательской, проектной деятельностью, повышение самооценки учащихся.
 
Конечно, существуют и проблемы. Это – трудоёмкость работы учителя и координатора по расписанию, большие затраты времени учителей на подготовительную работу и педагогическое сопровождение учащихся, гетерогенность состава профильных групп по образовательному уровню учащихся, сложность дифференциации работы с учащимися на уровне классов и профильных групп, слабую готовность отдельных учащихся к самостоятельному обоснованному выбору своей траектории и повышению уровня самостоятельности в освоении профильного образования.
 
Однако при всей сложности данной модели по результатам диагностики мнений учащихся, родителей, социума, педагогов, она более гибка и мобильна по отношению к интересам старшеклассников.

Copyright MyCorp © 2017